KZ
Переключить на казахский язык
KZ
KZ RU EN CN UZ AE KG
Каталог
KZ RU EN CN UZ AE KG
Открытие МРТ-центра. Сложности и нюансы

Открытие МРТ-центра. Сложности и нюансы

  • 15 августа 2022

Символично, что текст о сложностях в открытии МРТ-кабинета был написан в день, когда на восемьдесят шестом году жизни умер Раймонд Дамадьян, один из изобретателей магнитно-резонансной томографии, человек, которого считают отцом МРТ. Сегодня без этого исследования невозможно представить жизнь. Рассказываем о том, как инвесторам просчитать риски при открытии МРТ-центра и на что обратить внимание при покупке оборудования.

МРТ аппарат

Выбор МРТ-аппарата: общие тезисы

МРТ-диагностика широко вошла в клиническую практику частных и государственных медицинских центров. Показатели количества МРТ на душу населения в крупных российских городах сейчас не уступают показателям Европы и США: примерно один МРТ-аппарат на 30-40 тысяч человек. Принципиальное отличие между МРТ-оборудованием в России и в других странах заключается в поколении техники. В России много аппаратов возрастом более 10 лет (есть и такие, которые работают 20 лет и более). Но прогресс не стоит на месте, качество и цифровизация в МРТ диагностике с каждым годом развиваются и предоставляют врачам больше возможностей получать точные диагнозы за меньшее время. Практически все современные МРТ-аппараты — цифровые, но кое-где остались и аналоговые аппараты. Практически исчезли аппараты с постоянным магнитным полем (так называемые открытые магниты с напряженностью поля до 0,4 Тесла). Клиническим стандартом сейчас являются МРТ с напряженностью поля 1,5 или 3 Тесла. Это индукционные сверхпроводящие магниты, в которых используется принцип сверхпроводимости металлов и медная катушка, погруженная в жидкий гелий. Это приводит к уменьшению электрического сопротивления и созданию фактически бесконечного по времени магнита.

Стоп-факторы для открытия МРТ-кабинета

Существует несколько стоп-факторов для открытия МРТ-кабинетов или МРТ-центров. Наиболее распространённый — это юридический статус помещения. Часто инвесторы пытаются открыть МРТ-центры в жилых зданиях, а это категорически запрещено российским законодательством. Вторым наиболее распространенным стоп-фактором является техническая невозможность эксплуатации магнита. Так как аппарат употребляет в среднем от 80 до 120 кВт электрической энергии, в центре города может быть затруднительно найти свободную электрическую мощность. Ещё одно распространенное ограничение — физическая невозможность транспортировки и размещения магнита в том или ином помещении. Сложности возникают из-за фасадных конструкций или конструкции самого здания, невозможности устроить специальный фундамент и расположением рядом с объектом источников электромагнитных помех. МРТ-аппараты очень чувствительны к источникам электромагнитных помех — излучателям, мощным электрическим двигателям, подвижному составу наземного и подземного электрического транспорта, лифтам, трубам больших диаметров, парковкам и автострадам. Всё это влияет на возможность получения изображения на МРТ.

Третья причина — финансовая. Будущие инвесторы не учитывают совокупные расходы на открытие МРТ-центров. Это не только приобретение аппарата, но и устройство фундамента, ремонт, проведение коммуникаций, вентиляция, монтаж, а также расходы на такелаж в городской среде: МРТ-аппарат весит в среднем 5-6 тонн и процедура его транспортировки является достаточно дорогостоящей. И все эти расходы составляют миллионы рублей. Кроме подготовки помещения, обязательным является приобретение третьих частей, к которым относятся источники бесперебойного питания, инъекторы и различного рода мониторы: состояния пациента, детекторы металлов, системы шумоподавления. В среднем, дополнительные расходы на открытие МРТ-центра могут составлять 25-30% от стоимости МРТ аппарата.

Рентабельность и перспективы

Существует ли сейчас возможность для развития МРТ-службы в частных медицинских центрах? Безусловно. Оборудование стареет и появление на рынке предложений исследований на цифровом современном МРТ-томографе, который позволяет за меньшее время получать лучшее качество изображения, однозначно будет привлекать и пациентов, и врачей. Причем как врачей, которые выписывают направление на данное исследование, так и МРТ-специалистов. МРТ движется в не самые типичные для него клинические отрасли: кардиология, педиатрия, ветеринарная практика. МРТ животных в ветеринарной практике до сих пор является достаточно редкой и дорогостоящей процедурой.

Стоимость проекта под ключ сейчас варьируется в районе 30-35 млн руб. Практически 100% современных проектов МРТ-центров и кабинетов осуществляются на заёмные средства. Это может быть банковский кредит, либо приобретение аппарата через лизинговую компанию. Второй вариант наиболее распространенный, так как предметом залога кредитной сделки является сам томограф.

На рынке доступны 3 вида МРТ-оборудования:

Первый — это б/у аппараты, которые стоят дешевле новых на 30- 60% (в зависимости от степени износа и гарантийного покрытия комплектности поставки).

Второй — системы Ecoline фирма Siemens или Certified Pre-owned компании General Electric. Это аппараты, которые прошли тот или иной объём заводского восстановления. Они могут быть как полностью новыми, с небольшим количеством запасных частей от магнитов-доноров, так и 5-6 летними аппаратами с полной технической ревизией. Как правило они поставляются с полным гарантийным покрытием на год или на три года. Такие аппараты стоят примерно на 20-25% дешевле, чем новые аналогичные системы.

Частные клиники часто покупают новые системы. Трехтесловые томографы не получили широкого распространения не только в России, но и в мире, потому что они существенно дороже и при этом не дают клинические преимущества во многих исследованиях. В настоящий момент золотой стандарт для частного медицинского центра — полуторотесловый индукционный цифровой МРТ-аппарат, как правило с восемью радиочастотными каналами и 5-6 катушками, которые определяют области исследований. Такие аппараты используются в основном в неврологии, ортопедии, травматологии, исследование внутренних органов. Чаще всего аппарат оснащен дополнительной рабочей станцией для врача.

Количество новых и б/у аппаратов на частном рынке находится в пропорции примерно 70/30.

Последние десять лет практически все крупные производители томографов — Это General Electric, Siemens, Philips и Canon, — выпускают аппараты с нулевой технологии выкипания гелия. Это позволяет избежать заправки жидким гелием во время эксплуатации. Гелий постоянно дорожает, так как его цена косвенно привязана к стоимости природного газа. За последние 15 лет заправка аппаратов старше 10-20 лет и не обладающих техническими решениями, защищающими от выкипания геля, стала практически убыточной (это 1,5 до 4 млн руб. дополнительных расходов на гелий в год). Это часто соизмеримо со значением прибыли, которую может получать владелец аппарата.

40% российского рынка МРТ аппаратов — это аппараты марки Siemens, далее идут General Electric и Philips. На третьем месте аппараты Canon Toshiba, достаточно редкие для российского рынка.

Но, по сути, для владельца не имеет значения, аппарат какого бренда стоит у него в центре, но имеют значение стоимость этого аппарата, стоимость сервиса и маркетинговые преимущества, которые может дать на рынке конкретный аппарат.

Последние публикации
Косметология: как меняется рынок услуг?
3 марта 2023 Косметология: как меняется рынок услуг?
Косметология: как меняется рынок услуг?
Брендформанс подход в маркетинге 2023, продвижение медицинских центров через позиционирование
20 февраля 2023 Брендформанс подход в маркетинге 2023, продвижение медицинских центров через позиционирование
Брендформанс подход в маркетинге 2023, продвижение медицинских центров через позиционирование
Attention! Retention!  Маркетинг и пациенты. Последовательное увеличение прибыли. Не только для частных медицинских центров, но и везде.
24 ноября 2022 Attention! Retention! Маркетинг и пациенты. Последовательное увеличение прибыли. Не только для частных медицинских центров, но и везде.
Attention! Retention! Маркетинг и пациенты. Последовательное увеличение прибыли. Не только для частных медицинских центров, но и везде.
Актуальность инвестиций в маркетинг для частных клиник
17 ноября 2022 Актуальность инвестиций в маркетинг для частных клиник
Актуальность инвестиций в маркетинг для частных клиник